«Ария»: «Фестиваль — это то место, где открываются новые имена»

В московском клубе Stadium Live 9 ноября состоится грандиозный «АРИЯ Фест». В преддверии этого уникального мероприятия бас-гитарист Виталий Дубинин, гитарист Сергей Попов и вокалист Михаил Житняков дали интервью журналистам.

— «АРИЯ Фест» — благое начинание. И все же, зачем вы это делаете? Для вас это повод: лишний раз заявить о себе в каком-то новом качестве, продвинуть какие-то группы, просто собрать людей в хорошей компании и потусоваться, все вместе или что-то еще?

Сергей Попов: — Вот как раз все вместе — отлично сказано!

Виталий Дубинин: — Просто нужно немного по-другому расставить приоритеты. Заявить о себе в новом качестве — это все-таки в меньшей степени. Нам не хватает тяжелого музыкального фестиваля, поэтому мы его и делаем. Все для наших поклонников, потому что обидно, когда у людей в России нет возможности посетить такого рода мероприятие. Все-таки это — нечто большее, чем концерт. Ты правильно отметил, что фестиваль — это то место, где открываются новые имена. Молодые музыканты получают возможность заявить о себе, а слушатели — это услышать. Всем музыкантам, страдающим от недостатка общения друг с другом, это возможность пообщаться за кулисами и послушать какие-то интересные сеты.

Сергей Попов: — То есть фестиваль этот не только для нас, но и для публики, и для всех.

Виталий Дубинин: — В последнюю очередь, хочется на этом заработать. Прежде всего, хочется, чтобы это был настоящий метал-фестиваль, чтобы в зале стояли настоящие металхэды, чтобы было все по-настоящему. А то ведь как у нас обычно на фестивалях: какие-то зайчики, финтифлюшки, жеманные девочки. А где же?...

— ...где мужчины в металле?

Виталий Дубинин: — Да! Где мерчендайзинг металлический? Я, конечно, не уверен, что у нас все получится с первого раза...

Сергей Попов: — ...но объективно такой фестиваль в нашей стране необходим. Стильный фестиваль, куда люди придут и будут знать, что они, условно говоря, после какой-нибудь тяжелой группы будут вынуждены слушать, к примеру, ска. Этот фактор и будет цементом, скрепляющим и публику, и музыкантов.

— Опыт у каких-то других фестивалей вы при организации перенимали?

Виталий Дубинин: — На метал-фестивале, прежде всего, должны быть музыка, отличный свет, понимающие поклонники, пиво и мерчендайзинг. Одним словом, рок-атмосфера без всякого, так сказать, подмеса. Я бывал на нескольких зарубежных фестивалях подобного рода, и там все достаточно просто и правильно.

Сергей Попов: — И никаких тебе навязчивых реклам мобильных операторов (смеется).

Виталий Дубинин: — Так что будем ориентироваться на то, что мы знаем: Monsters of Rock, Wacken др. Кстати, когда только впервые начали организовывать Wacken, пришло всего 800 человек. А сейчас за два дня продали 75 000 билетов.

Сергей Попов: — В принципе, различные идеи у нас есть, но они никак не связаны с привлечением иных стилей музыки.

Виталий Дубинин: — Что-то уже можно, в принципе, раскрыть. Мы хотим сделать лотерею где разыграем наши именные гитары.

Сергей Попов: — Это, безусловно, вызовет интерес, да и зрители на что-то отвлекутся в перерыве между грохотом.

— Буквально накануне нашей беседы я читал интервью с Андреем Князевым, где он говорит, что от российских фестивалей зачастую попахивает мертветчиной. У вас, я так понимаю, лайн-ап выстроен так, чтобы подобных ассоциаций не возникало.

Виталий Дубинин: — За всех участников ручаюсь! Единственное, кого я плохо знал до последнего времени, это Sirenia. Но недавно послушал несколько песен и понял, что под них не заснешь однозначно. На RAGE, разумеется, тоже скучать не придется. Что касается российских групп, то, мне кажется, и Catharsis, и «Черный Обелиск» сейчас — группы первого эшелона. А то, о чем говорил Князь — это действительно диагноз многих наших фестивалей. Винегрет или сборная солянка — это раньше работало в СССР и в нарождающейся свободной России. Каждой твари по паре, все и сразу. Сейчас это уже не работает, народ все видел, и попсовики вряд ли пойдут на тяжелую музыку, а поклонники тяжелой музыки не хотят слушать другие стили. Из-за этого и посещаемость, и удовлетворение от подобного рода фестивалей гораздо меньше.

— Вы достаточно подробно ранее говорили о том, почему на фестивале не будет педалирования темы «Ария—family». Но все же не было у вас желания позвать, например, группу «Гран-Кураж».

Виталий Дубинин: — Мы думали об этом.

Михаил Житняков: — Просто ребята слишком поздно стартанули с новым составом. Получилось так, что группа на момент формирования списка участников «АРИЯ Феста» не имела еще своего законченного вида и поэтому не смогла в итоге сыграть, хотя вопрос об этом действительно поднимался и обсуждался. В любом случае, наш фестиваль задумывается как ежегодный, и вернуться к этой теме никогда не поздно.

— Что вас связывает с участниками нынешнего фестиваля и как вы оцениваете их творчество? Начнем с «Черного Обелиска».

Виталий Дубинин: — Я знаком с их творчеством еще со времен Анатолия Крупнова, примерно с 1987 года. С ними мы часто бывали на гастролях. Когда они собрались уже после смерти Крупнова, и в группе стал петь Митяй, они доказали право называться «Черным Обелиском», потому что это, в общем, практически та же музыка, отличный вокалист и хорошие музыканты. Все они по-настоящему отвечают за свои слова.

— То есть, когда вы слушаете нынешний «Черный Обелиск», у вас не происходит когнитивного диссонанса, что без Крупнова как-то не то?

Виталий Дубинин: — Нет.

Сергей Попов: — У нас вообще когнитивного диссонанса не возникает (смеется).

Михаил Житняков: — Ну, настоящие они, на самом деле! Настоящие музыканты, прекрасные люди и, кстати, хорошие друзья.

— Сatharsis?

Виталий Дубинин: — Тоже заслуженная группа. Очень редко мы с ними пересекались. За месяц до приглашения нам позвонил Джефф и предложил сделать что-то совместное. Я ему предложил поучаствовать в «АРИЯ Фесте», и они с большим удовольствием согласились. После этого мы уже пересеклись в Архангельске на фестивале «Остров», мы послушали их в живую, и я очень впечатлился, как они работают на сцене. До этого мне как-то не доводилось слушать их живьем.

Михаил Житняков: — Catharsis — это группа со своим лицом. Они очень узнаваемые.

— RAGE?

Виталий Дубинин: — «Арию» связывает с ними тур в 2000-м году. Это был наш первый опыт совместных гастролей с западной группой. Мы были потрясены их профессионализмом и вообще самой их музыкой. Вместе мы проехали достаточно много городов, тур у нас продолжался дней 10. В общении они тоже оказались просто замечательными ребятами.

— Поучаствовать в «АРИЯ Фесте» RAGE согласились легко и безболезненно?

Виталий Дубинин: — Практически да. Они сразу ответили, что на 90% согласны, и утрясли свои гастрольные даты, чтобы не было накладок.

— Из всех участников фестиваля группа Sirenia является наименее известной.

Виталий Дубинин: — Да, это своего рода «темная лошадка». Начнем с того, что мы хотели сделать фестиваль международным. Мы посчитали, что сложновато приглашать еще одну звезду уровня RAGE. Мы посчитали, что осталось место для таких вот начинающих молодых ребят. И Стас Зализняк из Motley Concerts сказал, что он как раз делает тур норвежской группы Sirenia, которая играет симфо-готик-метал. Мы посчитали их музыку достойной. А насколько это интересно нашей публике, как раз и должен выявить фестиваль.

— Единственные из участников фестиваля, кто имеет непосредственное отношение к творчеству «Арии» — это Symfomania. Что можете сказать о них?

Сергей Попов: — О них мы узнали о время гастролей по Украине года три назад (симфонические девушки играют на струнных песни «Арии»). Они очень хотели выступить с нами, но во время гастролей это невозможно, на фестивалях тоже не получилось. В итоге мы сочли прекрасным поводом пригласить их на «АРИЯ Фест».

— Уже ясен сет-лист «Арии» на фестивале?

Сергей Попов: — Отрепетировать и выбрать не проблема — все эти песни мы, так или иначе, играли. Мне кажется, главный интерес нашего сет-листа для публики заключается в тех песнях, которые Миша Житняков еще не пел. Соблюдем необходимый баланс между ними и всенародно любимыми хитами.

— Группа Simfomania записала альбом каверов на песни «Ария». А как вы вообще относитесь к кавер-бэндам, обращающимся к вашему творчеству. Вот, например, в ноябре киевская группа Beast собирается дать концерт в честь 25-летия альбома «Герой асфальта», планируя сыграть его целиком.

Виталий Дубинин: — Вот это как раз замечательно! Ничего против не имеем. Дай Бог ребятам здоровья.

— То есть такие группы даже не должны испрашивать у вас разрешения на исполнение песен «Арии»?

Сергей Попов: — Все зависит от диаметра иглы. Если кавер-группа пишет на афише огромными буквами «АРИЯ» и где-нибудь внизу мелким шрифтом собственные данные, то народ просто тупо пойдет на «Арию». Вот это не есть хорошо. Мы против этого. Человек должен знать, на что он идет.

Виталий Дубинин: — А если все сделано правильно, мы только за.

— Какие-то релизы или какой-то особенный мерчендайзинг к «АРИЯ Фесту» будет предусмотрен?

Сергей Попов: — Да, специальный мерчендайзинг готовится.

— А что касается изданий или переизданий на CD и DVD?

Сергей Попов: — Я думаю, для начала должен пройти фестиваль. Потом посмотрим, какая запись с него получится. Пока конкретики нет. На мой взгляд, нет особой надобности записывать прямо каждый фестиваль с сетом «Арии» на широкую дорожку, а потом сводить. Возможно, даже интереснее какая-то репортажная съемка.

— Вы следите за тем, как сейчас издается ваш бэк-каталог на виниле?

Виталий Дубинин: — Да, вот сейчас суд выиграли очередной! Вышел двойной диск «Армагеддон», причем, так и непонятно, кто его выпустил. Сделали цветной винил. Может быть, это и хорошо, но, правда, я особых преимуществ там не увидел. Просто увеличили изображение и продавали по замечательной цене (доходило и до 5 000 рублей). С нами же никто никаких договоров не заключал, поэтому мы подали в суд — пока на продавца. И суд вынес решение в нашу пользу. А «Миру Мир» переиздает наши релизы замечательно. Вообще, то, что сейчас просыпается интерес к правильным носителям, это хорошо. Я считаю, что винил намного лучше по звучанию, чем остальные носители. Гораздо шире диапазон звучания.

Сергей Попов: — Ну, и сама магия этого носителя завораживает. К тому же физический компакт-диск можно скопировать, и у тебя будет такой же кругляшок. С винилом такое не пройдет.

— Еще у вас есть такие загадочные релизы, информации о которых нет даже на официальном сайте «Арии», но при этом они являются официальными. Расскажите, пожалуйста, про альбом «Миссия».

Виталий Дубинин: — Когда мы выпускали «Крещение Огнем», мы подписали такой договор, по которому мы, помимо этого альбома, обязались предоставить выпускающей фирме «Мистерия звука» материал для сборника. После выхода пластинки мы про это успешно забыли и когда через год с нас запросили этот материал, мы подумали, а что мы можем дать. Часть песен была взята для «Миссии» с «Крещения Огнем». Кроме того, мы туда добавили версии песен «Антихрист» и «Ангельская пыль», записанные с оркестром «Глобалис» и «Палач» со струнным квартетом. Все это было добито живой записью с фестиваля «Пятница, 13». Честно говоря, мы не очень были рады этому диску.

— Так или иначе, ваши опыты с оркестром увидели на этом диске свет. Вы не собираетесь сейчас делать нечто подобное?

Виталий Дубинин: — Местные промоутеры нас постоянно просят об этом, предлагая возродить «классическую «Арию»» (тяжело вздыхает)...

Сергей Попов: — Идея-то и хорошая, и очевидная, и работает. Но работает она тогда, когда воплощена не в виде одного подобного концерта, а в виде тура. Но логистически в нашей стране осуществить это очень сложно — за исключением одного-двух крупных городов.

Виталий Дубинин: — Для этого потребуются огромные затраты времени и сил. А отыграть единственный концерт мало интересно участникам группы. Нужен тур, а это не оправдает себя.

Сергей Попов: — Для воплощения нужен хороший генеральный спонсор, действительно заинтересованный в идее. Потому что какую бы цену на такой концерт ни сделать, все равно это не окупится. В оркестре не менее 30-ти человек, всех их надо перевезти, расселить, накормить и заплатить им. Так что в прямой зависимости от проданных билетов этот проект работать не будет.

— Сергей, в песне «Аттила» частично твой текст. Расскажи, пожалуйста, как шла над ним работа и какова в нем доля твоего участия?

Сергей Попов: — Сейчас не могу точно наложить в процентом отношении. Припев, насколько я помню, мой. Плюс мы с Маргаритой Пушкиной работали вместе над каждой строчкой. Иногда я мог предложить какое-то слово. Идея изначально была моя, но Рита ее совершенно перевернула. Она откопала поэму Дмитрия Кедрина «Свадьба» и отталкивалась уже от нее. Так что у нас получилось полноценное сотрудничество.

— А чем отличалась твоя идея от замысла Пушкиной?

Сергей Попов: — Я читал и слышал об Аттиле, что он в какой-то момент стал помогать славянским племенам в их борьбе с иноземцами. А поэма Кедрина рассказывает о деспотичном Аттиле, который женился на дочке поверженного врага, и она его отравила во время свадебного пира. Мне этот сюжет тоже показался интересным, и мы с Маргаритой от него оттолкнулись.

— Как ты относишься к тому, что группа «Мастер» продолжает исполнять на своих концертах песни на твои тексты?

Сергей Попов: — Я не против. Могу сказать, что себя как не считал поэтом-песенником, так и не считаю, но период альбома «Песни мертвых» был каким-то просветлением. На самом деле, тогда была безвыходная ситуация: как обычно, «Мастеру» тогда нужно было выпускать альбом, а текстов не было. Получается, кто, если не мы? Я сел, попробовал и написал 4 текста. Они просто выплеснулись, я даже особо не напрягался. Я их записал, а потом корректировал в течение одного или двух дней. После этого, как я ни пытался что-то делать, у меня не получалось. Вот такой был странный период.

Виталий Дубинин: — Может, стоит еще поковырыться? (смеется).

Сергей Попов: — В «Арии» я, например, изначально пытался написать самостоятельно «Викинга», но, по сравнению с Маргаритой, получилось очень наивно и по-пионерски. Я сам забраковал этот текст.

— Последний вопрос хотелось прояснить давно. Расскажите, пожалуйста, какими судьбами в свое время появился магазин «Ария» на Новом Арбате?

Виталий Дубинин: — Возможно, я тебя расстрою. Магазин открыл совершенно нам не знакомый человек. Вернее, он ходил к нам на концерты, занимался продажей видеокассет и вдруг нам сказал: «Я хочу открыть палатку, можно я ваш логотип туда поставлю?». Мы дали добро. И потом, когда мы узнали, в каком он месте поставил (смеется)... Нам начали все звонить и спрашивать: вы что, открыли свой магазин? Потом он стал торговать не только видеокассетами, но и мерчендайзингом. Денег платить он не мог, но нам было настолько приятно, что продвигается не только название «Ария», но и наша продукция, что мы от него ничего и не хотели. Магазин просуществовал несколько лет, а потом он сказал, что его «подвинули».

На правах рекламы:

http://rump3.net/ Русские новинки - смотреть Русские.

• По реальным ценам сейфы valberg предлагаем всем желающим.

© 2018 Информационный сайт «Рок-группа Ария» | Дизайн и контент: WebArtisan.ru