Группа «АРИЯ» - Вклад в музыку

Группа «Ария» является первой (и, по мнению многих, единственной) международной известной и благополучной в плане коммерции метал-группой в Советском Союзе и РФ. По некоторым опросам, группа числится в самых популярных рок-группах РФ. Их успех, в какой-то мере способствовал развитию направления тяжелой музыки в России. «Ария» стала той немногочисленной группой, которая гастролировала даже за пределами бывшего СССР.

Стиль:

Главным жанром группы стал традиционный хеви-метал в его «английской» школе (по словам Дубинина «классический хеви-металл британского разлива»), «галоповые» гитарные риффы, высокий пристальный вокал, долгое гитарное соло. Сначала «Ария» играла подражая таким классикам металла, как Rainbow, Scorpions, Deep Purple, Iron Maiden (говоря сами, что в свое время эти группы являлись для них ориентирами). В связи с этим у критиков появилось мнение об не оригинальности «Арии» и взятия повторных ходов у этих музыкантов, на что у «Арии» есть свое мнение по этому поводу.

Комментарии Владимира Холстинина в интервью Дилану Трою:
Многие наши музыканты не знают о музыке. Единожды услышав - «Iron Maiden», начали критиковать. Триольный ритм используют и «Deep Purple», «Jethro Tull». Ради разнообразия взяли бы да написали, что мы содрали что то у «Jethro Tull». Отличная логика: а если бы мы играли кондовый рок-н-ролл, соответственно, что мы копируем Чака Берри? Эта тема во всем мире давно закрыта.

В конференции на сайте новостей «Лента.ру» Виталий Дубинин на вопрос читателей ответил так:
Лично я предпочитаю относиться к этому как к комплименту. Я всю жизнь мечтал стать похожим на Iron Maiden, делать такие же аранжировки, играть такую музыку, в общем, быть таким же крутым. У меня все удалось, раз нас сравнивают. Мне не приходилось слышать, чтобы хотя бы одну русскую группу с кем-нибудь сравнивали. Я так считаю.

А Владимир Холстинин добавил:
А я мечтал быть похожим на Judas Priest. Получается такой двуглавый орел, пускай даже вторая голова и поменьше.

В книге «Легенда о динозавре» Виталий Дубинин выделил напевность линий вокала группы «Арии», что характерно для народной традиции песен, что в свою очередь делает разницу от Iron Maiden. Помимо всего прочего на «Арию» большое влияние оказала классическая музыка. В немногих песнях, таких как «Игра с огнём», «На службе силы зла» просвечиваются фрагменты из классических композиций Бородина, Паганини и так далее.

Со временем стиль группы становился всё более самостоятельным. Только благодаря композиторскому таланту Виталия Дубинина, «Ария» стала такой успешной, по мнению бывшего гитариста группы Большакова, «ведь все же Дубинин является главным композитором группы «Ария». Эффектные рифы – работа Холстинина, Дубинин хороший мелодист… его мелодии похожи на наши обычные песни под гитару». Также и Холстинин признал, что «Ария» берет «гармоничные мелодичные обороты». У группы, появились и лирические рок-баллады, благодаря чему она завоевала обширную известность. По радио транслировались баллады «Потерянный рай», «Штиль», «Осколок льда», хотя более «жесткие» сочинения остались «неформатом».

В связи с заменой участников группы и появлением нового вокалиста в их репертуаре начали вновь появляться «тяжелые» композиции и элементы пауэр-метала (однако участники группы отрицают привязанность к этому жанру).

В среднем песня длится 4,5-6 минут. Трек «Мания Величия» - самый короткий – 1 минута 49 секунд, а «Игра с Огнём» самый длинный – 9 минут 4 секунды.

Тематика:

Темы текстов песен «Арии» сочиняются профессиональными поэтами, по сути, она близка для хеви-метал. Самыми излюбленными темами являются темы обращения к войне, к истории, любовной лирике, религиозной мистики и ужасов. Тема Апокалипсиса, конца света и катастроф представлена практически в каждом альбоме («Это рок», «Воля и разум», «На службе силы зла», «Смотри!», «Ворон», «Последний закат»).

О сочетании темы христианства и язычества Виталий Дубинин сказал:
…я думаю, что у нас всех уживаются как христианские, так и языческие корни. Мы все говорим «Слава Богу!» или «Господи, помоги!», плюем три раза через левое плечо или не даем руку через порог, все это является языческими обрядами. В то же время мы все отмечаем Пасху, Рождество Христово и ту же Масленицу, 7 Ноября и Halloween.

Тексты песен для первых двух альбомов были написаны Александром Елиным. Часто они имели уклон социальных проблем, но при всем этом подвергались цензуре. В итоге военная тематика показана как антивоенная, страшащая ужасом войны. Такая тенденция продлилась на первоначальных альбомах группы «Мастер», куда и перешли некоторые участники группы «Арии» и сам Елин.

Из интервью Александра Елина utro.ru:
В: Почему получилось так, что темы первых двух альбомов имели ярко выраженный социальный и антивоенный характер? Это был какой-то «социальный» заказ?
АЕ: Да, ведь тогда приходилось проверять тесты на комиссию от Минкульта… необходимо было писать такие тексты, что бы поклонники хэви-металла не «обломились», и это не было похоже например, на тексты «Самоцветы» - но и в тоже время прошли «литовки». Из-за этого мы совершенно сознательно выбрали антивоенную тему. В своем кругу мы с иронией называли все это «Красным металлом» - вообще рок музыканты должны относится к своим песням с иронией. Героика-патетика была с некоторым подтекстом – это было единственной возможностью хоть как то «выстрелить». Что, я думаю, у меня и получилось.

Когда произошла смена на Маргариту Пушкину в репертуаре «Арии» возникли песни мистического, религиозного и хоррор-уклона уклона (такие как «На службе силы зла», «Игра с огнём», «Антихрист», «Зомби»). Последней каплей стал альбом «кровь за кровь», тематика которого полностью посвящена сверхъестественному. В конце 90-х группа стала больше исполнять лирические медленные песни, такие как «Потерянный рай», «Осколок льда», «Закат», где преобладали тексты о любви и судьбе.

В связи с возвратом Елина и приходом Кокоревой и Лобанова, а также ужесточением звучания, у группы появляется уклон на военно-историческую тему («Колизей», «Кровь королей», «Крещение огнём», «Страж Империи»). На представлении альбома «Армагедон» арийцы продемонстрировали историческое костюмированное шоу.

Была написана книга «Ария Маргариты» о текстах «Арии», их значениях, черновиках.

Тексты «Арии» написаны и исполнены на русском языке, но все-таки существуют некоторые версии на английском языке. Например, в альбоме «Штиль» есть песня «You’d Better Believe Me», написанная на музыку «Не хочешь — не верь мне». На московском фестивале «Рокфест» в 2004 году, где выступали в основном зарубежные музыканты (Helloween, Masterplan), выступила и группа «Ария» с англоязычной программой, где были представлены переведенные песни, такие как «Колизей», «Штиль», «Тореро».

У «Арии» имеется три кавер-версии иностранных исполнителей. Эти каверы были переведены на русский язык и носят названия, взятые из текста. Это Manowar — Return of the Warlord (Пробил Час), Golden Earring — Going to the Run (Беспечный Ангел) и White Lion — Cry for Freedom (Свобода). Все три композиции посвящены тематике байкеров в переводе Пушкиной. Первоначально «Пробил Час» и «Беспечный ангел» издали на первом диске Tribute to Harley-Davidson, «Свобода» - на втором, но позже все три были перевыпущены в альбоме «Штиль». Какое-то время «Беспечный Ангел» возглавлял «Чартову дюжину» и вошел в обычный репертуар группы.

С 2004 года группа стала исполнять кавер-версии песни «The Trooper» группы «Iron Maiden». Но в запись эта версия не попала.

Аналогично, что песни «Арии» становились объектами для кавер-версий других групп. Например, группа Rammstein в 2003 году выпустила сингл «Schtiel» («Штиль»), переработанную в индастриал-стиле. Немецкая группа Solemnity выпустила кавер-версию «Will and reason» («Воля и Разум»). Группа «Слот» записала свою версию композиции «Улица роз». Для группы Бони НЕМ «Ария» являются мишенью шуточных кавер-версий. В 2001 году вышел альбом A Tribute to Ария, с записями российских метал-групп. К 25-летию группы 27.11.2010 был создан и выпущен трибьют-альбом A Tribute to Ария. Также вышел альбом украинской симфо-металл группы Symfomania — «Aria», состоящий из кавер-версий песен Арии.

Семейка Арии:

Бывшими и ныне продолжающими свою карьеру, участниками «Арии» в разное время были созданы сайд-проекты и группы. Эти группы называют «Семейка Арии». За рубежом термин family присваивают к группам, которые связаны между собой разными проектами (Deep Purple family, Black Sabbath family, Slipknot family).

К «семейке» относятся:
«Мастер» - группа Алика Грановского, которая образовалась после распада в 1987 году. Основатель «Мастера» Андрей Большаков в итоге покинул группу. Группа была самой популярной в СССР в конце 80-х. Сергей Попов и Артур Беркут входили в состав «Мастера», а сейчас - нынешние участники «Арии». Эти две группы сотрудничали в разных проектах.
Маврин – проект, основан в 1988 году после успешного сайд-проекта «Смутное время». Маврин представляет хеви-метал более мелодичным и с элементами прогрессив-метал. Первым вокалистом стал Артур Беркут.
Кипелов – группа под руководством Валерия Кипелова, отошедшая от «Арии» в 2002 году. В создании группы принимали участие Маврин, Терентьев и Манякин.
Артерия – проект, созданный Сергеем Терентьевым, основан в 2004 году. После того, как Терентьев перестал работать с Кипеловым.

© 2024 Информационный сайт «Рок-группа Ария» | Дизайн и контент: WebArtisan.ru